Серый — вечный и практичный цвет. Его часто связывают с потерей, депрессией, грустью, безысходностью, душевной опустошенностью, утомлением, неуверенностью, изоляцией, болью и болезнью.
Ведь все эти чувства возникают у нас в пасмурные российские дни, когда мы видим серые лужи и камни, свинцовые тучи и сумрачное небо, стальную воду озер и рек, грязный снег, серый дым, стальные мосты, серые дома и дороги, чугунные ограды, серые заборы, седой туман и пыль, бледные, болезненные лица.
В окружении этого бесцветного ландшафта мы ощущаем грусть и печаль, погружаемся в ностальгию, впадаем в меланхолию, апатию или депрессию. Нас посещают чувства покинутости, тоски или скуки.
С другой стороны, серый — цвет зрелости, интеллекта и надежности, ведь именно серый оттенок приобретают наши волосы с возрастом. А наш мозг мы называем «серым веществом». А еще серый — цвет нейтральности, хладнокровия, компромиссности и утонченности.
Также серый у многих из нас ассоциируется с футуризмом (ультрасовременные технологии и фантастическое будущее).
Темный серый, оттенок древесного угля передает некоторую силу и тайну черного. Это утонченный цвет, в котором отсутствует отрицательность черного цвета. Светло-серые оттенки могут нести некоторые свойства белого цвета. Светлые оттенки женственны в природе, в то время как темные оттенки — мужественны.
Еще серый — цвет сумерек, когда утро и вечер отражаются друг в друге. А потому серый — символ неопределенности, призрачности, иллюзии, даже обмана.
Наконец, отступая от личностных переживаний, серый цвет можно признать цветом идеального, схематичного, абстрактного. Цвет золы пепельный, сивый, сизый — это все оттенки серого.
Серый — это цвет праха и пепла. Он ассоциируется со смертью и отречением. В геральдике он символизирует несчастье и страдание. Специалисты говорят, что в христианстве серый цвет «означает смерть тела и бессмертие души», он символизирует скорбь и смирение, отречение и монашество.
Если черный цвет символизирует остановку жизни и времени, вечность и безвременье, то белый цвет характеризует время, течение жизни. Белый и черный по своим свойствам предельно удалены друг от друга. Что же такое серый цвет? Это то, что соединяет воедино крайности мира, сглаживая различия между черным и белым.
«Беззвучным и неподвижным» определил серый цвет Кандинский. Если черный цвет признавать за смолкающее эхо, а белый — за крик, если белый считать упорядоченным Космосом, а черный — беспорядочным Хаосом, то тишина и покой в самом деле являются атрибутами серого цвета.
Но более всего следует отметить нейтральность серого цвета, его непричастность и непривязанность ни к чему. Он выше этого, вернее, он был бы выше, если в его среде существовали какие бы то ни было шкалы, замеры и качества.
Но оценить серое невозможно. В нем нет красок жизни, но жизнь красок к нему и не относится. В нем отсутствует направленное движение, но столько постоянства, так что время должно ходить в нем кругами.
Поэтому серый не старится, но и не может помолодеть. Он скрывает, хотя ничего и не хочет скрыть, просто так получается. У него нет ни внутреннего, ни внешнего проявления, ни волнения, ни покоя. В сером можно потерять и в нем же — найти все на свете.
Он одинок, но готов составить пару любому цвету и оттенку. Серый никак ни к чему не относится, но ни с кем не борется, но что такое дружеское тепло — тоже не понимает. Он ни жив и ни мертв, но точно не от мира сего.
Люшер так характеризует серый цвет: «Серое — беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами — желтым и синим. Поэтому серый цвет — это безутешная неподвижность». И далее: «Серый не является территорией, которую можно оживить, а просто границей; граница как ничейная земля, граница как контур, как разделительная черта, чтобы отделить друг от друга противоположности…»